Группа «Мечел» является крупным производителем стали и стальной продукции и располагает рядом предприятий за рубежом. У компании вследствие неблагоприятной рыночной ситуации накопились большие долги. Поэтому кредиторы, не получающие выплат от «Мечел» в положенный срок, для защиты своих интересов иногда обращаются в судебные инстанции.
В Нидерландах группа «Мечел» владеет предприятием Mechel Service Global B.V., представляющем собой торговую сеть с отделениями в разных городах и странах. Наибольшее число отделений – у российского предприятия ООО "Мечел-Сервис" (MSG принадлежит 99,96 процентов его акций). Они расположены в тридцати семи различных городах. Всего российская сеть MSG включает в себя пятьдесят пять складов стальной продукции и восемнадцать сервисных металлоцентров. MSG обеспечивает группе «Мечел» 47,9 процента от всех продаж группы в стальном секторе. А доля от продаж всех видов продукции «Мечел» у Mechel Service Global доходит до 27,3 процента (по итогам 2014-го года). На Российскую Федерацию приходится 90 процентов продаж MSG. Каждый месяц российские отделения MSG реализуют примерно 150 тысяч тонн стали и стальной продукции. То есть Mechel Service Global является основным сбытовым инструментом группы «Мечел».
И вот 30-го марта текущего года суд нидерландского города Гаага, рассмотрев иск «Внешторгбанка» к «Мечелу», принимает решение об аресте всех акций Mechel Service Global. Эта мера предшествует разбирательству между ВТБ и «Мечел» в другой инстанции – Лондонском арбитражном суде (или LCIA). Там может быть принято решение о конфискации всех акций MSG в пользу «Внешторгбанка»
Взаимоотношения ВТБ и «Мечела», приведшие к судебному разбирательству, начались в 2011-м году. Тогда дочернее предприятие «Мечела», зарегистрированное на Кипре - Skyblock Limited, заключило с ВТБ валютный своп. Сделка привязывалась к облигациям «Мечел», сумма облигаций была точно такой же. Завершение сделки было предусмотрено до августа 2015-го года. Стратегия «Мечел» заключалась в получении прибыли на разнице между банковской ставкой и курсами. При сумме свопа от пяти миллиардов рублей ВТБ выплачивал «Мечелу» десять процентов годовых, рассчитываемых как става купона бондов. Одновременно с этим Skyblock выплачивал ВТБ 5,69 процентов годовых, начисляемыз от суммы в 176 миллионов 400 тысяч долларов США. В 2015-м году в итоге свопа банк должен был получить от Skyblock 176 миллионов 400 тысяч долларов США и одновременно вернуть Skyblock 5 миллиардов рублей. Первые годы ситуация развивалась согласно ожидаемому со стороны «Мечел» сценарию, договор свопа приносил прибыль. В 2012-м году доход «Мечела» от сделки составил 1 миллион 800 тысяч долларов США. 2013-й год был ещё более успешным, он принёс прибыль в шесть с половиной миллионов долларов США. Но 2014-й год перечеркнул все планы «Мечел», группа понесла значительный убыток в 89 с половиной миллионов долларов. В конце декабря действие договора с «Внешторгбанком» пришлось досрочно прекратить. В итоге за «Мечелом» остался крупный долг – 109 миллионов 900 тысяч долларов США.
Начиная со 2-го марта 2015-го года «Внешторгбанк» пытается востребовать средства от «Мечел» через Лондонский арбитраж. «Мечел» является обеспечителем обязательств, взятых на себя Skyblock. Skyblock в случае проигрыша в суде грозит банкротство. 27-го марта текущего года от «Мечела» поступил отказ в удовлетворении требований ВТБ. Вслед за этим, 10-го апреля 2015-го года «Внешторгбанк» уведомил Skyblock о подготовке судебного иска.
Представители конфликтующих сторон не раскрывают некоторые детали процесса. В частности, нет подробной информации, почему именно нидерландская судебная инстанция в Гааге принимала решение об аресте акций Mechel Service Global. Также неизвестен в подробностях характер взаимосвязи MSG и Skyblock. Можно предположить, что суд в Нидерландах был выбран по причине регистрации Mechel Service Global в этой стране. А арест акций – не что иное, как обеспечительная мера, предшествующая детальному разбирательству в Лондонском арбитражном суде (LCIA). Судебное производство в Лондоне может продолжаться не менее полутора лет. А максимальную длительность разбирательства специалисты оценивают в три года. Естественно, истцу необходимо иметь гарантии платёжеспособности ответчика в течение всего этого периода. Арест акций MSG даёт ему такую гарантию.
Надо сказать, что иски ВТБ к «Мечел» и его дочерним структурам стали последнее время постоянной практикой. Одни иски связаны с невозвратом кредита в шестьдесят три миллиарда рублей, взятого под гарантии сбытовых сетей «Мечела», специализирующихся на угле: Mechel Trading и Mechel Carbon. Суды с этими компаниями проходят также в зарубежных инстанциях: в Сингапуре и в Швейцарии. Другой предмет для разбирательств – несвоевременное погашение синдицированного кредита в размере один миллиард долларов США. По этому поводу в LCIA от ВТБ в марте 2015-го года поступило четырнадцать исковых заявлений. А российские судебные инстанции в апреле текущего года постановили взыскать с «Мечел» в пользу ВТБ пятьдесят миллиардов рублей.
В споре «Внешторгбанка» с «Мечелом» есть ещё одна особенность, которая может стать препятствием или ограничением во взыскании задолженности. Дело в том, что «Мечел» должен не только ВТБ. Крупные кредиты «Мечел» брал, например, у «Московского кредитного банка». Этому учреждению «Мечел» должен выплатить сто пять миллионов долларов США в срок не позднее февраля 2016-го года. «Газпромбанку» «Мечел» должен ещё больше – сто девяносто пять с половиной миллионов долларов США. И срок погашения здесь ещё жёстче – октябрь месяц текущего года. Пока не ясно, как будут гаситься эти долги, если собственником Mechel Service Global станет «Внешторгбанк».
«Мечел» обладает одной из самых крупный металлоторговых сетей. Потеря такой сети может обойтись для группы резким снижением EBITDA – где-то на 25 %. А этот показатель в 2015-м году ожидается на уровне одного миллиарда долларов. В этом случае в несомненном выигрыше окажутся конкуренты «Мечел», также владеющие трейдинговыми сетями. В первую очередь, это касается Evraz.
В итоге можно прогнозировать, что рассмотрение конфликта между ВТБ и «Мечел» станет частью общего процесса переговоров группы «Мечел» с кредитными учреждениями. И процесс этот, к сожалению, может завершиться для «Мечел» банкротством.
12 мая 2015